Tuesday, March 9, 2010

Памятка №1
Как правильно сделать звукобуквенный разбор слова.
1)Запиши слово на новой строке с заглавной буквы.
2)Обозначь ударение.
3)Поставь точки под гласными.
4)Раздели на слоги, напиши, сколько в слове слогов.
5)Запиши, сколько в слове букв.
6)Нарисуй схему слова.
7)Напиши, сколько в слове звуков.
Я́ б/л о/к о – 3 сл., 6 б., 7зв.

Памятка №2.
Разбор предложения по членам предложения.
1)Выпиши предложение.
2)Найди подлежащее ( о ком говорится в предложении? вопросы: кто? или что?) и сказуемое ( что говорится о подлежащем? вопросы: что делает? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать?).
3)Подчеркни подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя чертами.
4)Нарисуй схему предложения:
Белка прыгает по веткам.
Кто? что делает?
Белка прыгает
где? (по чему?)
по веткам

Памятка №3: «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
1.Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2.Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3.Прочитай задания упражнения.
4.Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
5.Выполни упражнение письменно.
6.Проверь всю работу.

Памятка №4: Правила списывания предложения или текста
1.Прочитай предложение, текст.
2.Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
3.Прочитай внимательно каждое предложение.
4.Запомни, как пишутся слова в предложении.
5.Списывай частями или целыми предложениями.
6.Проверь, правильно ли ты списал.

Памятка №5: Алгоритм по формированию навыка списывания текста.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить ,запомнил ли.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4.Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
5.Повтори (не глядя в текст) предложение так, как будешь его писать.
6.Пиши, диктуя себе, так, как проговаривал последние два раза.
7.Проверь написанное:
•читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
•- подчеркни орфограммы в написанном;
•- сверь каждую орфограмму с текстом в учебнике(на карточке).

Правило-совет для читателя
1.Старайся читать вслух, не торопись , глубже вникай в смысл прочитанного.
2.Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3.Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила.
4.Умей беречь книгу!

Памятка школьника
1.Идя в школу, имей при себе хорошее настроение, пусть школа будет тебе в радость.
2.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителями из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай внимательно и старательно уроки и у тебя все получится.
3.Не будь грязнулей : грязнуль никто не любит.
4.Не « выставляйся» ! Ты не лучше других, ты не хуже других.
5.Не обижайся без дела.
6.Не ябедничай.
7.Ни к кому не приставай.
8.Не дразни, не канючь, не выспрашивай ничего. Ни кого два раза ни о чем не проси .
9.Не отнимай чужого, но и своего не отдавай. Попросили– дай, пытаются отнять – старайся защититься.
10.Не дерись без обиды.
11.Почаще говори : «Давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем».
12.Помни! Как будешь себя вести в школе, так к тебе и будут относиться.
13.Помни! Тебе всегда рады в школе и дома !

Памятка
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»
1.Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
2.Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3.Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4.Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
5.Составь план решения.
6.Выполни решение.
7.Проверь решение и ответь на вопрос задачи.


Приложение 1.
Памятка
В задаче дано (говорится, что...)...
Спрашивается...
Рассуждаю:
а) от известных к вопросу

1. Зная, что ..................................
2. Я могу узнать: ..................................
3. А чтобы узнать ……, надо …….
4. Проверяю:..................................

б) от вопроса к известным

1. Для ответа на вопрос надо знать:
а) количество.....................
б) количество ....................
2. В задаче известно:
Неизвестно: количество …...
Но сказано, что ….............
3. Значит, сначала узнаю количество …:
Затем узнаю количество ............................
4. Проверяю:
Решаю.................................
Проверяю..................................

Заглавная буква в словах

Начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, озёр, морей, океанов, названия улиц пишутся с заглавной (большой) буквы.
РЕЧЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Речь нужна людям для того, чтобы сообщить друг другу о чём-нибудь или спросить.
Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.
Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Холодно. Замёрзли лужи.
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится точка.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак.
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
При произношении гласных звуков воздух проходит сво¬бодно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв.
Гласные звуки: а, о, у, ы, и, э.
Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
При произношении согласного звука воздух во рту встреча¬ет преграду. Поэтому слышится только шум или голос и шум.
Звук й слога не составляет. Это согласный звук: У-ро-жа-и, у-ро-жай.
ж, ш, ч, щ - шипящие согласные звуки.
Ж, Ш – всегда твёрдые
Й, Щ, Ч – всегда мягкие

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ, ШИ
Звуки [ж] [ш] всегда твердые.
В сочетаниях жи, ши пишется буква и: жил, шип.

СОЧЕТАНИЯ ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
Звуки [ч], [щ] — всегда мягкие.
В сочетаниях ча, ща пишется буква а: часы, пища.
В сочетаниях чу, щу пишется буква_у: чудо, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН
[ч] — мягкий звук.
В сочетаниях чк, чн мягкий знак не пишется: Ирочка, ска¬зочный.

АЛФАВИТ
Алфавит - это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет свое место. В русском алфавите 33 буквы.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕКСТ
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Под¬лежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Главный член предложения, который обозначает, что гово¬рится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отве¬чает на вопросы что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают?
Текст - это два или несколько предложений, связанные ме¬жду собой по смыслу. Текст можно озаглавить.


СЛОВО И СЛОГ
В каждом слоге есть гласный звук.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у-чеб-ник, кни-га.
Слог может состоять:
1)из одной гласной буквы (о-сень);
2) из гласной и одной согласной (до-ро-га);
3)из гласной и нескольких согласных (стро-итъ).

ПЕРЕНОС СЛОВ
Слово переносится с одной строки на другую но слогам.
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. Нужно переносить так:
уче-ник, Ири-на, ру-чьи.
Слова из одного слога не переносятся: мост.
Слог из одной буквы не переносится: Юлия.
Буква й при переносе не отделяется от гласной: строй-ка, лей-ка.

МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ БУКВАМИ
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме глас¬ными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа.
Мягкость согласных звуков обозначается гласными буква¬ми е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь): земля, орел, люди, соль.

МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА
Мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после со¬гласной буквы и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук: тетрадь, письмо.
Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной бук¬вы: малъ-чик, школь-ник.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ
В русском языке есть парные звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие: б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом, глухие - только с шумом.
Слова с парным согласным звуком на конце нужно прове¬рять.
Для проверки слов с парным согласным на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный: чиж - чижи, ёрш - ерши.
Учи слова с парными согласными на карточке-таблице.

УДАРНЫЙ СЛОГ
Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове: новый, пенал.
В слове один слог произносится с большей силой. Этот слог называется ударным. Остальные слоги безударные: морковь, свёкла, овощи.



ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ
Буквы а, о, е, я, и в безударных слогах нужно проверять. Для этого измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава - тра́вы, гора - го́ры, река-ре́ки.
Упражнение 3
Спиши. Вставь пропущенную букву.
Доски - д..ска Грозы - гр..за
Вёсны - в.. сна Сноп - сн.. пы
Зонт - з.. нты Страны - стр.. на
Звёзды - зв.. зда Ряд - р.. ды
Стол - ст. .лы Гнёзда - гн.. здо
Стриж - стр.. жи Пилы - п. .ла

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)
Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными буквами е, ё, и, ю, я:
варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос кто? или что? Кто? Ребята. Что? Работа.
Слова, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые обозначают остальные предме¬ты, отвечают на вопрос что?

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ
Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает?, обозначают действия предметов: читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет.
Если слово обозначает действие одного предмета, то оно от¬вечает на вопрос что делает?: строит, белит.
Если слово обозначает действие двух или нескольких пред¬метов, то оно отвечает на вопрос что делают?: строят, белят.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Класс какой? светлый,
комната какая? светлая,
небо ка¬кое? светлое,
дни какие? светлые.
Слова, которые обозначают признак одного предмета, от¬вечают на вопросы какой? какая? какое?: красный каран¬даш, красная лента, красное платье.
Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?: красные карандаши, красные ленты, красные платья.

ПРЕДЛОГИ
Слова к, на, от, в, над, под, по, из, без, у, для, о, об, за - пред¬логи. Предлоги пишутся раздельно с другими словами в пред¬ложении: В саду расцвели яблони.
Написание предлогов не зависит от произношения. Запом¬ните, как пишутся предлоги: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, без.


№ 4 РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
Образец:
У Иры 5 кукол, а у: Ани на 2 куклы меньше, чем у Иры. Сколько всего кукол у девочек?
' — )
Рассуждаем так.
Чтобы узнать, сколько кукол у девочек, нужно знать, сколько кукол у Ани.
Сколь¬ко кукол у Иры мы знаем.
1)5-2 = 3(к.)-у Ани
2)5 + 3 = 8(к.)
5 + (5-2) = 8(к.)
Ответ: 8 кукол у девочек.
1. Реши задачу.
Во дворах установили 40 качелей, а горок - на 28 меньше. Сколько всего качелей и горок установили во дворах?


№ 5 РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА
Образец:
В саду распустилось 15 роз. Аня сре¬зала 7 красных и 3 белые розы. Сколько роз осталось в саду?
Составим краткую запись.

Составим план решения задачи.
Чтобы узнать, сколько роз осталось в саду, надо знать, сколько всего роз Аня срезала.
Запишем решение задачи.
1) 7 + 3 = 10 (р.) — срезала Аня
2) 15 -10 = 5 (р.) 15 - (7 + 3) = 5 (р.)
Запишем ответ задачи. Ответ: 5 роз осталось в саду.
1. Реши задачу.
В гараже стояло 14 машин. Уехало 4 грузовых и 6 легковых машин. Сколько машин осталось в гараже?


№ 6 РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ УМЕНЬШАЕМОГО
Образец:
Дети сделали несколько скворечни¬ков. Когда они повесили 3 сквореч¬ника около дома и 7 скворечников в парке, у них осталось ещё 4 скво¬речника. Сколько скворечников сде¬лали дети?
Составим краткую запись.

Составим план решения задачи.
Чтобы узнать, сколько скворечников сделали дети, необходимо знать, сколько они повесили и сколько у них осталось.
Сколько скворечни¬ков осталось, мы знаем.
Надо узнать, сколько скворечников повесили.
Запишем решение задачи.
1) 3 + 7 = 10 (с.) — повесили
2) 4 + 10 = 14 (с.) 4+ (3 + 7) = 14 (с.)
Запишем ответ задачи.
Ответ: 14 скворечников сделали дети.
1. Реши задачу.
В огороде несколько грядок. После того как бабушка полила 4 грядки, а дедушка 7 грядок, им осталось по¬лить ещё 2 грядки. Сколько грядок было в огороде?

№ 7 РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ВЫЧИТАЕМОГО
Образец:
У портнихи было 30 пуговиц. После того как она несколько пуговиц при-шила, у неё осталось 2 деревянные и 4 пластмассовые пуговицы. Сколь-ко пуговиц портниха пришила?
Составим краткую запись.

Составим план решения задачи.
Чтобы узнать, сколько пуговиц при¬шила портниха, необходимо знать, сколько пуговиц у неё было и сколь¬ко осталось.
Сколько было пуговиц, мы знаем.
Надо узнать, сколько пуго¬виц осталось у портнихи.
Запишем решение задачи.
1) 2 + 4 = 6 (п.) — осталось
2) 30 - 6 = 24 (п.) 30 - (2 + 4) = 24 (п.)
Запишем ответ задачи.
Ответ: 24 пуговицы портниха пришила.
1. Реши задачу.
Папа принёс в одной сумке 9 кг, а в дру¬гой 6 кг картофеля. Когда мама убрала на балкон несколько килограммов, ос¬талось 7 кг картофеля. Сколько кило¬граммов картофеля убрала мама на балкон?

№ 8 ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ
Образец:
У Ани 4 цветка, ей дали ещё 1. Сколько цветков у Ани?
4 + 1 = 5 (ц.)
Составляем обратные задачи:
1. У Ани было 5 цветков, 1 она пода¬рила. Сколько цветков у Ани осталось?
5-1 = 4(ц.)
2. У Ани было 5 цветков, 4 она пода¬рила. Сколько цветков у Ани осталось?
5-4=1(ц.)
1. Реши задачу и составь две обратные задачи.
В коробке было несколько мармеладок. Когда Вика положила ещё 4 мармелад¬ки, в коробке стало 13 мармеладок. Сколько мармеладок было в коробке первоначально?
2. Реши задачу и составь две обратные задачи.
В вазах 15 нарциссов. В первой вазе 7 нарциссов. Сколько нарциссов во вто-рой вазе?

No comments:

Post a Comment